Как победить задержку речевого развития у детей

Как победить задержку речевого развития у детей

Причины патологии

Задержка речевого развития у ребенка может быть спровоцирована социальными и биологическими факторами.

Биологические источники

Причина кроется в мозговой дисфункции, спровоцированной повреждением головного мозга в перинатальный период. Анамнез таких детей содержит:

  • асфиксия в родах;
  • внутриутробная гипоксия;
  • гипотрофия;
  • недоношенность (переношенность);
  • внутриутробная инфекция;
  • родовая травма;
  • неонатальные энцефалит, менингит;
  • тугоухость ребенка;
  • длительные и частые недуги в раннем возрасте.

Социальные источники

Иногда задержка речевого развития у малыша обусловливается неблагоприятной средой, которая отличается дефицитом речевых контактов. Частыми причинами становятся:

  • неразвитость в семье культуры общения;
  • синдром госпитализма (если малыш часто болеет);
  • педагогическая запущенность;
  • эмоциональные стрессы.

Тормозит речевое развитие также гиперопека. Родители предупреждают все потребности и желания малыша. У ребенка не возникает стимуляции к самостоятельной речевой активности.

Губительна чрезмерно информативная среда. Избыточный поток информации, не соответствующий возрасту, приводит к привыканию не слушать речь и не вникать ее смысл.

Признаки патологии или когда бить тревогу

Для правильного осознания, какие признаки сигнализируют о проблеме, следует знать условные нормы развития малышей. Специалист-неонатолог уже по крику новорожденного (его звучанию и громкости) способен многое сказать.

Младенец до 1 года

Нормальное развитие характеризуют следующие признаки:

  • этап гуления — наблюдается с 1,5 до 2 месяцев;
  • лепет — характерен малышу 4-5 месяцев;
  • лепетные слова — произносит младенец 7-8,5 месяцев;
  • первые слова — девочки употребляют в 9-10 месяцев, а мальчики — в 11-12.
Читайте также:  Опасна ли короткая шейка матки при беременности? Что нужно делать, если врач диагностировал короткую шейку матки при беременности

О патологии говорят такие признаки:

  • небольшая активность гуления;
  • беззвучность;
  • недостаток лепета;
  • однотипность вокализации;
  • отсутствие эмоционального реагирования на взрослых (к 4 месяцам);
  • непонимание простых слов;
  • непроизношение элементарных слогов ма-ма в возрасте 8-9 месяцев.

Малыш от 1 -1,5 лет

В этом возрасте активный словарь младенца содержит около 10 слов (мама, папа и другие). Пассивный словарь насчитывает приблизительно 200 слов. Это названия действий и обыденных предметов.

О патологии сигнализируют:

  • отсутствие реакции на речь и звук;
  • невозможность воспроизвести слова;
  • непонимание простейших действий — сядь, иди сюда;
  • трудности в процессе жевания (если малыш в 1,5 года часто давится даже яблочком).

Кроха до 2 лет

Возраст 1,6-1,8 лет характеризуется как лексический взрыв. Слова, находящиеся в пассивном словаре малыша, резко переходят в активный. У некоторых детей данный период начинается в 2 года. При нормальном развитии отмечается внезапный переход детей к активной речи. К 2 годам детвора озвучивает простые предложения, состоящие из 2 слов.

Торможение речевого развития характеризует:

  • ребенок произносит только несколько слов;
  • невозможность выполнить простую просьбу (показ или действие);
  • не повторяет новые слова.

Малыш в 2-3 года

К 3 годам детишки строят предложения, состоящие из 3-4 слов.

Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется:

  • неумением называть окружающие предметы, части тела;
  • неспособностью указать по названию на известный предмет;
  • невозможностью составлять простые (из 2 слов) фразы.
Читайте также:  Кардиомиопатия у детей: почему возникает и что делать?

Ребенок 3-4 лет

Малыш начинает осваивать грамматические формы. Изменяет слова по родам и числам. Произносит целые предложения. В своей речи использует прилагательные, местоимения, наречия.

Задержка речевого развития у детей 4 лет определяется следующими факторами:

  • малыш постоянно тарахтит, его речь быстра и непонятна или сильно растягивает слова;
  • он не строит элементарных предложений, в которых присутствуют подлежащее, сказуемое и несколько дополнений;
  • не воспринимает простые объяснения или рассказы;
  • глотает окончания произнесенных слов;
  • малыш произносит исключительно фразы из книжек или мультфильмов;
  • свои предложения он не строит, а повторяет фразы взрослых;
  • наблюдается приоткрытый рот и повышенное слюноотделение (с ростом зубов такое явление не связано).

Дети 5 лет

Задержка речевого развития у детей 5 лет приводит к серьезной патологии. До 4 лет кроха осваивает мир. В коммуникативные связи он мало вступает. Но с 5 лет ребятишки черпают информацию из общения со сверстниками и взрослыми. Малая доступность речи приводит к торможению психического развития. Нередко у детей 5 лет подтверждаются отклонения в психическом развитии.

Медики утверждают, что задержка психомоторного и речевого развития тесно взаимосвязаны. Крохи, у которых обнаруживаю/е/тся патология, поздно начинают удерживать голову, ходить и садиться. Эти дети неловки, часто травмируются, падая или налетая на предметы.

Последствия патологии

Малыш, у которого сформировалась патология, не получающий необходимого лечения, значительно отстает от сверстников. Таким детям рекомендуются только специализированные школы по коррекционной программе.

Читайте также:  Синусит у детей: чем опасна болезнь и как ее вылечить?

Любая нагрузка (умственная, а иногда: прививка или повышение температуры) способна обострить состояние и привести к множественным симптомам:

  • головная боль;
  • истерика;
  • носовое кровотечение;
  • снижение памяти;
  • нарушение сна;
  • повышенная отвлекаемость;
  • агрессия.

Диагностика патологии

Большинство родителей считают, что с проблемами в речевом развитии следует обращаться к логопеду. Это самая распространенная ошибка. Поскольку логопед лишь учит малыша правильно произносить различные звуки. Возможно это в сознательном возрасте 4-5 лет. Свою коррекционную работу логопед начинает с ребенком именно в этом возрасте.

Кроха с патологией речи должен быть осмотрен группой специалистов:

  • педиатр;
  • детский невролог;
  • отоларинголог;
  • психиатр;
  • логопед;
  • психолог.

Неврологическая диагностика направлена на выявление поражения головного мозга. Она включает обследования:

  • ЭЭГ;
  • МРТ;
  • ЭхоЭГ.

Консультация отоларинголога позволяет исключить недуги: хронический отит, тугоухость, аденоиды.

Лечение ребенка

Актуален вопрос — когда начинать коррекционную работу? Врачи утверждают — как можно раньше. Невропатологи при раннем установлении патологии начинают лечение с 1 года.

Дефектолог работает с детками, достигшими 2 лет. Его работа направлена на развитие у крохи мышления, внимания, моторики, памяти.

Педагоги-корректоры и специалисты по речевому развитию занимаются с ребятишками в возрасте 2-2,5 лет.

Логопеды, работа которых заключается в правильном произношении звуков, умении строить предложения и грамотный рассказ, начинают занятия с детьми в возрасте 4-5 лет.

Медикаментозная терапия

Лекарства назначаются детским неврологом на основании тщательного обследования. Крохе предписывают следующие препараты:

  1. Ноотропные лекарства. Препараты, известные как строительный материал и активное питание для головного мозга. Распространены лекарства: Актовегин, Лецитин, Кортексин, Нейромультивит.
  2. Препараты, стимулирующие функционирование речевых зон. Эффективно средство Когитум.
Читайте также:  Сухой кашель у ребенка: как лечить, чтобы облегчить состояние ребенка

Физиотерапия

Восстановление функционирования разнообразных центров мозга, несущих ответственность за произношение, словарный запас малыша, его интеллектуальные способности и речевую активность, стимулируют:

  • электрорефлексотерапия — действенный метод, но противопоказан малышам с эпилепсией, судорожным синдромом, психическими расстройствами;
  • магнитотерапия.

Коррекционная работа педагога

Лекарственная терапия оказывается малоэффективной, если ее не сопровождает педагогическое воздействие. Медицинские центры по работе с детками, отстающими в речевом развитии, разрабатывают целые программы обучения. Такая коррекция направлена на:

  • ослабление и исправление негативных факторов развития;
  • предупреждение возникновения последствий речевого торможения;
  • преодоление трудностей в процессе обучения.

Педагоги используют практические, наглядные и технические реабилитационные средства. Для каждого малыша выбирается индивидуальный план, и продумываются занятия в форме игры.

Родительское лечение

Не стоит уповать только на помощь специалистов. Родители должны активно заниматься со своим ребенком. Благоприятные результаты принесут:

  1. Развитие ручной моторики. Центры, отвечающие за развитие ручной моторики и артикуляционной, находятся рядом. Развитие руки как бы подтягивает развитие речи. Очень полезны крохе пазлы, конструктор, мозаика, игры-вкладыши, кубики. Обеспечьте малыша пирамидками, игрушками-шнуровками, мячиками, кольцебросом. Рекомендуется заниматься детям на тренажерах для завязывания шнурков и застегивания пуговиц. Малышу полезное лепить поделки из пластилина, рисовать красками (особенно пальчиковыми), нанизывать на леску бусинки, вышивать элементарные рисунки, выполнять гравюры.
  2. Массаж. Процедура очень полезна при отклонениях в психофизическом развитии. Рекомендуется продолжать ее в младшем в школьном возрасте.
  3. Подвижные игры. Психологи советуют использовать методику логоритмики. Игры должны быть направлены на развитие умения ориентироваться в пространстве. Необходимо подбирать упражнения, позволяющие ловко и ритмично двигаться, периодически изменяя темпы движения. Полезны ребенку игры, в которых движения необходимо сопровождать речью.
  4. Музыкотерапия. Играйте с крохой по принципу: Угадай, что звучало?, Узнай голос, Назови прозвучавший инструмент. Такие игры позволяют развивать внимание, учат сосредотачиваться, слышать ритм, улавливать окраску голосов.
  5. Зрительное внимание. Развитие такого внимания достигается разнообразными играми с разноцветными палочками, кубиками, полосками, геометрическими фигурами. Эффективно применять специальные карточки.
Читайте также:  Какого питомца нельзя заводить, если в доме маленький ребенок: почему?

Доктор советует

Photo
Эффективные препараты и методы лечения могут оказаться бесполезными, если ребенку не обеспечена благоприятная речевая среда. Обязательно стимулируйте речевое развитие малыша. Действенным дополнением к вышеназванному лечению могут послужить альтернативные методы, такие как дельфинотерапия, иппотерапия (процесс лечения лошадьми).

Не стоит отчаиваться, если вы заметили отставание вашего малыша в речевом развитии. Главное — не медлите. Как можно раньше обращайтесь за помощью к специалистам. Статистика свидетельствует, коррекции речевых расстройств, начатые в раннем возрасте, приводят к тому, что шестилетний малыш совершенно не отличается от сверстников.

Источник — doktordetok.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ