Почему вы не делаете то, что говорит врач, и как с этим бороться

Объясняем, зачем нужен комплаенс.

Комплаенс — это приверженность лечению: обязательное посещение плановых приемов, следование рекомендациям врача по приему лекарств и образу жизни. В последнее время проводится масса исследований, которые показывают: пациенты часто не склонны выполнять предписания врача, и это ухудшает течение болезни. Почему вы не сотрудничаете со своим врачом? Разберемся.

Вы можете вылечить себя сами

Все больше людей, которые заботятся о своем здоровье, используют цифровые технологии, чтобы контролировать процесс лечения. Одновременно увеличивается и количество пациентов, которые сами ставят себе диагноз на основании информации из нтернета. Возможность гуглить симтомы создают иллюзию, что вы обладаете компетенциями врача, а многочисленные новости о медицинских ошибках и печальных итогах оптимизации здравоохранения ее питают.

По данным одного из последних опросов ВЦИОМ, треть россиян занимаются самолечением, 4% не лечатся вообще, в госудраственные клиники обращаются чуть меньше половины (46%), а в частные — всего 11%. Более ранний опрос показал, что 16% россиян лучшим доктором считают телепередачи о здоровье. Интересно, что целых 80% россиян готовы дистанционно обращаться за вторым мнением к не знакомым им специалистам, об этом свидетельствуют данные исследования Высшей школы экономики об отношении россиян к телемедицине. Вероятно, очереди, необходимость раздеваться в кабинете врача и не самые приятные ситуации, с которыми легко можно столкнуться в государственной поликилинике, отпугивают потенциального пациента. Но это не повод предпочесть специалисту поисковую систему.

Читайте также:
Цифровая поликлиника: ожидания и реальность

Вам не хватает внимания врача

Почти половина пациентов оказываются недовольными посещением врача, в основном это связно с загруженностью специалиста и невозможностью уделить пациенту ожидаемое количество времени. Рамки приема жесткие: с учетом оформления документов (а это 35% времени) на посещение участкового педиатра и терапевта отведено 15 минут, невролога — 22 минуты, гинеколога — 22 минуты.

Что же касается ожиданий пациентов: их отлично характеризует составленный блогерами несколько лет назад шутливый список. По их мнению, идеальный врач, кроме прочего, «охотно раздает желающим номера своих мобильного и домашнего телефонов со словами: „Звоните в любое время!“», имеет рентгеноскопическое зрение «и потому не нуждается в дополнительных методах обследования», а также «в течение любого визита обладает неограниченным запасом времени, чтобы выслушать воспоминания о юности и накопившихся политических соображениях». Реальность, увы, предлагает совсем другие условия и формат общения. 

Лечение кажется вам слишком долгим

Самая большая проблема со следованием рекомендациям возникает у людей с хроническими болезнями. Например, при артериальной гипертензии многие пациенты самовольно прекращают постоянный прием препаратов, забывают их принимать, самостоятельно уменьшает дозы, если давление в норме. Между тем при таких болезнях регулярный прием лекарств позволяет не только стабильно чувствовать себя лучше, но сдерживает развитие патологического процесса. А значит, продлевает жизнь с хорошим качеством.

Читайте также:
Неадекватность

Как подготовиться к приему

Несмотря на неудобства, которые создает система здравоохранения, эффективное сотрудничество с врачом вполне возможно. Первое, и главное — это, конечно, доверять ему — к сожалению, без доверия никакого успешного лечения не будет. Поэтому если вы не доверяете врачу, не отнимайте его время и не тратьте свое, — найдите другого специалиста. А вот несколько организационных советов, которые помогут получить от приема максимум:

  • Четко сформулируйте вопросы, которые хотите задать, постарайтесь получить ответы на все вопросы, с которыми вы пришли.
  • Во время визита не отвлекайтесь на разговоры о ваших политических пристрастиях, рекомендациях ваших родственников и другие темы, не касающиеся вашей болезни.
  • Честно отвечайте на вопросы, даже те, которые порой кажутся вам не связанными с вашей проблемой. Это могут быть сопутствующие заболевания, о которых вы не считаете нужным говорить, потому что пришли не с ними, они могут изменить и выбор препарата, и его дозировку, и сам подход к лечению. Но если как раз врач начинает расспрашивать вас о политических пристрастиях или о чем-то, что вообще никак не связано с вашей медицинской проблемой, или дает советы, например, использовать народные средства, насторожитесь — возможно, пора от него бежать.
  • Сосредоточьтесь на рекомендациях, запишите их (больше половины информации забывается уже через час после приема), уточните на приеме все, что вам неясно.
  • Кроме лекарственных назначений важны рекомендации по образу жизни, даже если вы считаете, что эта ваша жизнь и никто не в праве давать вам советы.
  • Собираясь на прием, наденьте чистое белье.
Читайте также:
Адаптол: инструкция по применению

Совет от врача

Предположим, ваша консультация прошла успешно: у вас не осталось вопросов, вам дали подробный план лечения и вы верите в то, что этот врач действительно вам поможет. Это половина дела, дальше начинается самостоятельная работа, от качества которой зависит успех. Несколько советов, как принимать лекарства вовремя, читателям «Здоровья Mail.Ru» дал консультант нашего проекта, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук и автор книги «Как прожить без инфаркта и инсульта» Антон Родионов:

«Непонятное заграничное слово «комплаенс» в прямом переводе на русский язык означает «податливость, уступчивость, покладистость». Правильный профессиональный перевод этого слова — приверженность лечению, готовность следовать рекомендациям.

Ни один самый хороший и современный препарат не будет работать, если пациент не станет его принимать.Антон РодионовВрач-кардиолог высшей катергории, консультант «Здоровья Mail.Ru»

Как повысить приверженность лечению:

  • Принимайте препараты в одно и тоже время, включите их в ежедневный «рацион».
  • Поставьте специальную бесплатную программу на смартфон, которая будет напоминать о времени приема таблеток;
  • Заведите специальную таблетницу — коробочку с отсеками для каждого приема лекарств и таймером.
  • Если вас смущают побочные эффекты препаратов, о которых вы прочли в инструкции, обязательно поделитесь сомнениями с врачом. Грамотный врач всегда готов прийти на помощь и обсудить с вами вопросы, связанные с переносимостью и безопасностью лечения.
  • Большинство препаратов для лечения хронических заболеваний требует ежедневного приема. Не делайте перерывов в терапии, если это не предусмотрено схемой лечения. Самостоятельная отмена препарата даже на короткое время приведет к снижению эффективности лечения».
Читайте также:
Что нового в торговле рецептурными лекарствами

Источник — health.mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ