Почему дислексия — это не просто трудности в овладении чтением?

Ученые обнаружили еще одну причину дислексии, которая выходит за пределы левой части височной извилины головного мозга. К этому выводу привели результаты нового исследования специалистов из Массачусетского технологического института.

Дислексия не связана с интеллектуальными способностями

Лица, страдающие от дислексии, испытывают определенные трудности с чтением целых слов и отдельных букв. Именно поэтому они плохо успевают по основным школьным дисциплинам. Однако это отклонение никак не связано с их интеллектуальными способностями. До недавнего времени специалисты, занимающиеся изучением данной проблемы, полагали, что причиной может быть нарушение языкового анализа, или дисграфия. Таким образом, одна проблема вызывает другую, и ребенок не может сосредоточить свое внимание на обработке печатного слова. А значит, причина явления могла скрываться в тех отделах головного мозга, которые отвечают за языковые навыки.

Последнее исследование расширило представление о дислексии

Результаты исследования массачусетских ученых были опубликованы в научном журнале Neuron. Эксперимент проводился под руководством профессора когнитивных наук Джона Габриэли. В результате ученые выяснили, что причиной возникновения дислексии могут быть и другие особенности головного мозга.

Читайте также:
Лечение ангины: особенности медикаментозной терапии, физиотерапии, хирургическими методами

Ход эксперимента

Ученые предлагали участникам эксперимента выполнить определенные адаптивные задачи. Например, распознавать слова, который произносил незнакомый голос. При этом одна часть добровольцев имела дислексию, а другая нет. Во время выполнения заданий мозг каждого из участников подвергался сканированию при помощи аппарата магнитно-резонансной томографии. В итоге было обнаружено, что люди с дислексией оказались менее искусными при выполнении этой задачи.

Когда мозг знакомится с новыми объектами

Несколько слов о принципах адаптивного обучения. Когда мозг видит что-то новое (слово, объект или ситуацию), он начинает тратить много нервной энергии на обработку этой информации. Задача мозга – собрать как можно больше данных о новом раздражителе, чтобы как можно быстрее его запомнить. И уже в следующий раз при встрече с этим объектом мозг будет тратить на обработку информации меньше нервной энергии. Именно поэтому малышам так сложно дается чтение в начале обучения, но все становится легче с каждой новой тренировкой.

Что происходит у дислексиков?

Мозг дислексиков не в состоянии быстро адаптироваться к ситуации и проводить сортировку знакомых и незнакомых объектов. По словам Джона Габриеэли, у этих людей менее функциональна та зона, которая отвечает за способность к адаптации. Это говорит о том, что проблема с чтением не связана только лишь с языковыми дисфункциями, а имеет более широкий спектр. Иными словами, трудности с запоминанием новых объектов и трудности с адаптацией к новым вещам могут поставить под угрозу обучение навыкам чтения.

Читайте также:
Показания и противопоказания к противоопухолевой терапии Нескаваром

Почему дислексики могут распознавать знакомые лица?

Во время эксперимента профессор Габриэли обнаружил одну удивительную особенность дислексиков: они легко распознают увиденные ранее лица. Почему же при идентификации других людей не происходит сбоя в обработке адаптивной информации? По мнению нашего эксперта, это умение могло развиться в результате эволюции. Таким образом природа компенсировала недостаток некоторых функций головного мозга дислексиков. Чтение относится к современному этапу развития человечества. Вероятно, мозг просто-напросто не успел развить компенсаторные механизмы.

Выводы исследования

Ученые из Массачусетса полагают, что они первые, кому удалось доказать, что пластичность мозга дислексиков снижена. Эти результаты помогут педагогам разработать более эффективные стратегии обучения тех школьников, которые не могут быстро овладеть навыками чтения в силу некоторых личных особенностей.

Источник — FB

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ